Двенадцать

Очередной, по мнению многих, гениальный шедевр Никиты Михалкова. Для меня гениальность несколько подпорчена тем, что идея фильма не оригинальна. Это ремейк малоизвестной у нас драмы Сидни Люмета (хоть ремейки фильмов с Уиллом Смитом у нас пока не снимают, слава Богу).

Сюжет достаточно прост. Двенадцать присяжных заседателей должны вынести вердикт по делу чеченского подростка (в оригинале негритенка), якобы убившего своего отчима – отставного российского военного. Дело кажется ясным, вникать особо никто не хочет, видимо из-за негативного отношения в нашей стране к чеченцам, которые все до одного считаются бандитами, способными на все. Всем хочется поскорее вынести вердикт и разбежаться по своим делам. Но один из присяжных оказывается человеком совестливым и заставляет остальных вникнуть в суть дела. Постепенно все присяжные переходят на сторону мальчика и склоняются к вынесению оправдательного приговора.

Последним голосует герой Никиты Михалкова, который идет дальше остальных в своем милосердии и задумывается о дальнейшей судьбе чечененка, после того как его освободят. Он доказывает, что это будет верная смерть для мальчика, если кто-нибудь не возьмет на себя заботу о нем. И тут наши люди, конечно же, показывают себя во всей красе, ищут множество отговорок и снимают с себя ответственность за чужого им человека. Да и кто, положа руку на сердце, из нас поступил бы иначе?! Все мы милосердны пока это не причиняет нам неудобств. Фильм оканчивается на мажорной ноте, мальчик освобожден, а герой Никиты Михалкова берет его жить к себе. В финале остается легкое послевкусие недовольства собой, своим равнодушием, но в принципе, фильм смотреть стоит по нескольким причинам.

Во-первых, очень хорошо, качественно и интересно выписаны характеры присяжных. Их монологи и рассказы о своей жизни смотрятся как фильм в фильме, они как раз оригинальны и близки к нашим реалиям. Чего стоит один только герой Алексея Горбунова – директор кладбища, который затапливает могилы, чтобы взять деньги с родни усопшего за новую сухую яму. Но при этом за эти деньги он занимается благотворительностью. А разочарованный в жизни бомбила, с его непростым отношением к собственному сыну. Как и во всех картинах, действие в которых проистекает в замкнутом пространстве, здесь делается ставка на актеров и постоянное нарастающее напряжение, в котором держат зрителей. В общем, фильм получился неплохой, смотреть его стоит. Немного смущает, что в нашей стране вердикт можно вынести, если за него проголосовало более половины присяжных, но это все мелкие придирки.

Похожие записи: